Detaly.co.il: «Снег» в Перл-Харборе
https://mitzvatemet.com — каталог еврейских захоронений и мемориалов стран бывшего СССР
Подпишитесь на нас в социальных сетях:
Facebook — https://www.facebook.com/groups/mitzvatemet/ Одноклассники — https://ok.ru/group/mitzvatemet
8 декабря 1941 года Соединенные Штаты Америки объявили войну Японии. Это произошло на следующий день после того, как японская авиация разгромила базу военно-морского флота США в гавани Перл-Харбор на Гавайских островах. “Вчерашний день навеки будет днем позора, — заявил президент Франклин Рузвельт в обращении к Конгрессу. — Нападение Японии на Гавайские острова причинило серьезный ущерб американскому флоту и армии. Очень многие американцы расстались с жизнью. Как Главнокомандующий армией и флотом, я приказал предпринять все меры для защиты нашей страны. Доверившись нашим вооруженным силам, с безграничным упорством нашего народа — мы добьемся неизбежного триумфа — да поможет нам Бог”.
Пацифисты обвиняют евреев в разжигании войны
Так Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, к чему американцы вовсе не стремились. Напротив, в начале 40-х США набирали силу антивоенные настроения, а созданный группой студентов Йельского университета комитет “Америка — прежде всего” с каждым месяцем расширял число своих сторонников. Среди его основателей были будущий президент США Джеральд Форд, будущий верховный судья Поттер Стюарт и будущий основатель “Корпуса мира” Сарджент Шрайвер. К организации присоединился также легендарный летчик Чарльз Линдберг — первый, перелетевший Атлантический океан в одиночку. Именно он открыто обвинил евреев в том, что они втягивают США в не касающийся их конфликт.
“Вместо того, чтобы агитировать за войну, еврейским группам стоит возглавить ряды ее противников, — заявил Линдберг, выступая на митинге в штате Айова. — Толерантность — важнейшая добродетель. История показывает, что мир не вынесет новых войн и разрушений. Я ничего не имею против евреев и англичан. Но их лидеры, преследуя собственные интересы, пытаются втянуть США в войну. Величайшая опасность для нашей страны заключается в непропорциональном влиянии евреев на нашу прессу, наше радио и наше правительство”.
Эту речь Линдберг произнес 11 сентября 1941 года — уже после создания Варшавского гетто, после открытия концлагеря в Освенциме, после массовых убийств евреев в Риге, Кишиневе, Каменец-Подольске. Но американские пацифисты предпочитали всего этого не замечать. Они продолжали утверждать, что все, происходящее в Европе, не имеет к США прямого отношения.
Но большинство американских евреев не хотели оставаться сторонними созерцателями европейского кошмара. Они продолжали выступать за оказание всесторонней помощи странам, воюющим с гитлеровской Германией. А один американский еврей реально поспособствовал вступлению США во Вторую мировую войну. Правда, сделал он это по заданию советской разведки.
Американский ультиматум, составленный в НКВД
Звали этого человека Гарри Декстер Уайт. Он родился в Бостоне в семье еврейских эмигрантов из Литвы. Во время Первой мировой войны служил в армии, затем окончил экономический факультет Стэнфордского университета и вскоре после этого защитил диссертацию в Гарварде.
На перспективного экономиста обратили внимание в президентской администрации и предложили ему работу в министерстве финансов. В 1938 году Уайт возглавил только что созданный валютный отдел Минфина. Глава министерства, Генри Моргентау-младший, высоко ценил своего толкового инициативного подчиненного и всецело ему доверял. Он часто использовал его оценки в докладных записках, подаваемых президенту Франклину Рузвельту и государственному секретарю Корделлу Халлу.
В конце 30-х годов Уайт познакомился с обаятельным молодым китаистом, недавним выпускником Колумбийского университета Биллом Грейнке. Вскоре они стали друзьями. Так советская разведка обрела высокопоставленный источник в американском Минфине. Под именем Билла Грейнке скрывался полковник НКВД Исхак Ахмеров, носивший оперативную кличку “Юнг”. Он возглавлял нелегальную советскую резидентуру в США. В октябре 1940 года Ахмеров получил от наркома внутренних дел Лаврентия Берии приказ — подготовить и провести операцию по втягиванию США в войну с Японией. В преддверии надвигающейся войны с Германией Советскому Союзу было необходимо нейтрализовать угрозу открытия второго, дальневосточного фронта. Главная роль в осуществлении этой задачи отводилась Гарри Уайту. Операции было присвоено кодовое название “Снег”.
На ее подготовку у советской разведки ушел почти целый год. Наконец, в мае 1941 года в Вашингтон под прикрытием должности дипкурьера прибыл заместитель начальника 5-го (Иностранного) отдела Главного управления государственной безопасности НКВД Виталий Павлов. Он позвонил Уайту, представившись добрым приятелем Билла, который якобы уехал в Китай собирать материал для очередной научной статьи (на самом деле Ахмеров находился в это время в Москве). Однако, сказал Павлов, Билл хотел бы как можно скорее ознакомить Уайта со своим взглядом на японско-американские отношения и услышать его соображения по этому поводу. Эту поспешность Павлов объяснил тем, что Билл встревожен недооценкой японской угрозы в правящих кругах США и хотел бы, чтобы вашингтонский друг развеял его опасения.
Советский разведчик и высокопоставленный американский чиновник встретились в кафе. Павлов передал Уайту составленные в НКВД “тезисы Билла”. Они сводились к следующему: для того, чтобы защитить свои жизненно важные интересы, США обязаны воспрепятствовать японской экспансии в Тихоокеанском регионе. Используя все имеющиеся в их распоряжении рычаги давления, американцы должны вынудить Японию прекратить военные действия в Китае и вывести свои войска из этой страны, а также с Индокитайского полуострова. Уайт, ознакомившись с документом, сказал, что полностью разделяет точку зрения дорогого Билла и обещал предупредить о грозящей Америке опасности свое руководство.
Свое обещание Уайт сдержал. Вскоре он представил Генри Моргентау доклад, близко к тексту воспроизводящий чекистские инструкции. Министр финансов счел необходимым ознакомить с этим документом Франклина Рузвельта. Президент США воспринял предостережение Уайта всерьез. Он поручил государственному секретарю Корделлу Халлу предпринять дипломатический демарш в отношении Японии.
26 ноября 1941 года США представили японскому правительству список своих требований, вошедший в историю как “нота Халла”. Этот документ практически в точности повторял доклад Уайта, то есть, “тезисы Билла”. В Токио “ноту Халла” восприняли как заведомо невыполнимый ультиматум. Японцы пришли к выводу, что следующим шагом американцев будет объявление войны и решили нанести превентивный удар.
Они сражались за Родину
Утром 7 декабря японская авиация атаковала Перл-Харбор. Американцы понесли тяжелые потери. Погибли 2403 человека и 1178 были ранены. 4 линкора, 2 крейсера и 1 минный заградитель были потоплены. На следующий день США вступили в войну. 10 декабря комитет “Америка прежде всего” был распущен. Чарльз Линдберг призвал американцев сплотиться в борьбе с врагом и сам выразил желание пойти на военную службу. С антисемитскими заявлениями он больше никогда не выступал.
Среди моряков, отражавших нападение на Перл-Харбор, были и евреи. Младшие лейтенанты Натан Ашер и Мильтон Молдейн вели бой в составе команды эсминца “Блю”. Из корабельных зениток им удалось подбить несколько японских самолетов. Под командованием Ашера эсминец сумел неповрежденным покинуть подвергшуюся бомбардировке бухту и выйти в открытое море.
Рядовой Луис Шляйфер, служивший в береговой охране, стрелял в низколетящие японские самолеты из автомата, надеясь нанести им хоть какие-то повреждения. Он погиб, не выпуская из рук оружия. По окончании войны в родном городе Шляйфера, Ливингстон (штат Нью-Джерси) — был открыт мемориальный фонтан его имени. Каждый год 7 декабря там проводятся церемонии поминовения погибшего еврейского солдата.
Ли Гольдфарб служил радистом на минном заградителе “Оглала”. Налет японской авиации застал его на берегу. Услышав сирену воздушной тревоги, он бросился на боевой пост. Но “Оглала” стала одним из первых кораблей, потопленных японской авиацией. Гольдфарб погиб вместе с большей частью экипажа. В списке американских военнослужащих, находившихся 7 декабря 1941 года в Перл-Харборе, можно найти еще немало еврейских фамилий.
Всего во время Второй мировой войны в рядах американской армии сражалось около 550 000 евреев. Евреи составляли 3,3 процента населения США, но в вооруженных силах их доля составляла 4, 23 процента. 60 процентов еврейских врачей младше 45 лет были призваны на военную службу.
В ходе боевых действий, которые вела армия США с 1941 по 1945 годы, погибли 11 000 еврейских военнослужащих, более 40 000 были ранены. Около 50 тысяч евреев были представлены к различным наградам. Двое из них были удостоены Медали почета — высшей боевой награды США, которая присуждается за “выдающиеся храбрость и отвагу, проявленные с риском для жизни и превышающие долг службы”.
Гарри Декстер Уайт был заподозрен американскими спецслужбами в шпионаже еще в начале 40 -х годов. Как выяснилось впоследствии, его контакты с советской разведкой не ограничивались одной лишь дружбой с “Биллом”. 13 августа 1948 года Уайт был вызван на заседание Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. По окончании допроса он перенес сердечный приступ и скончался спустя два дня.
Подпишитесь на нас в социальных сетях:
Facebook — https://www.facebook.com/groups/mitzvatemet/
Одноклассники — https://ok.ru/group/mitzvatemet
Оригинал взят у: