Detaly.co.il: Детские письма на иврите — об антисемитизме в довоенной Польше

Benjamin Belenky
3 min readOct 28, 2019

--

https://mitzvatemet.com — каталог еврейских захоронений и мемориалов Беларусь, Украина и др.

“Вы наверняка слышали о беспорядках в Польше, когда плохие люди бьют евреев, и никто не приходит им на помощь. Все польские евреи хотят как можно скорее приехать в Эрец-Исраэль”, — так писала в 1938 году Рахель Минц, пятиклассница из школы сети “Тарбут”, действовавшей в польском городе Заверце.

Письма Рахель и четырех ее сверстников, написанных в то же время, свидетельствуют о тяжелой атмосфере, царившей в Польше в предвоенный год. До Второй мировой войны в этом городе жили около 7000 евреев. В годы немецкой оккупации все они были отправлены в лагеря смерти. Выжить удалось единицам.

Но и до войны евреи Заверце страдали от антисемитизма своих соседей. В 1919 году в городе произошел еврейский погром, два человека были убиты. Спустя два года еврейские дома в Заверце вновь были разгромлены и разграблены, один человек убит.

После Первой мировой войны в Заверце пропал шестилетний мальчик из польской семьи. Евреев обвинили в ритуальном убийстве, которое, якобы, было совершено в одной из их лавок. Разъяренная толпа ринулась в еврейский квартал. Лавка, где якобы был убит мальчик, была разгромлена. Несколько евреев, оказавшихся на пути погромщиков, были избиты. Еврейская община Заверце опасалась, что и этим дело не кончится. Но на следующий день пропавший мальчик нашелся живым и невредимым, евреи вздохнули с облегчением.

В 1934 году польские соседи объявили евреям Заверце экономический бойкот. Владельцы многих предприятий и магазинов разорились, община оказалась на грани краха.

После провозглашения Декларации Бальфура в 1917 году среди евреев Заверце все большей популярностью начала пользоваться сионистская идея. В 1928 году в городе открылась школа сети “Тарбут”, где преподавание велось на иврите. Четыре года спустя в Заверце открылся детский сад, в котором дети учили иврит.

“Даже малыши страдают”

Письма были написаны в ноябре 1938 года. По всей видимости, учащиеся школы “Тарбут” адресовали их своим сверстникам в Эрец-Исраэль. Письма свидетельствуют о том, что пятиклассники уже хорошо знали иврит, и могли на нем грамотно писать.

В своих посланиях дети Заверце рассказывают, что они участвуют в сборе средств для Еврейского национального фонда, и подчеркивают, что в школе они говорят только на иврите. Они упоминают и о нарастающем в Польше антисемитизме. Дети пишут, что их постоянно задевают на улице, и делятся своими опасениями по поводу будущего.

Например, девочка по имени Хеня Яхтсон пишет: “В школе мы слышим только иврит, но на улице нас бьют и бросают нам вслед камни… Даже малыши страдают, но взрослые, конечно, гораздо больше. Я бы очень хотела приехать в Эрец-Исраэль, там я могла бы дать отпор обидчикам, не то, что здесь, где я боюсь”.

В другом письме мальчик по имени Моше Фруман пишет: “Положение евреев в Польше — плохое, “эндеки” (активисты правой Национально-демократической партии) хотят, чтобы еврейские студенты в университетах сидели отдельно, в левой части аудитории, но евреи не согласны».

4 сентября 1939 года Заверце был оккупирован немцами. На еврейскую общину была наложена огромная контрибуция, евреев начали сгонять на принудительные работы, принадлежавшие им магазины и лавки подверглись бойкоту. В сентябре 1941 года в Заверце было создано гетто. Вскоре после этого сюда перевезли евреев из прилежащего к городу поселка Кромолув.

В середине 1942 года в гетто вошли эсэсовцы и польские полицейские. 2000 евреев были депортированы в Освенцим. В декабре 1942 года в гетто начало действовать еврейское подполье, в состав которого вошли активисты организации “Ха-шомер ха-цаир”. Подпольщики помогали евреям бежать из Заверце и пробираться в сторону границы со Словакией.

В августе 1943 года эсэсовцы и польские полицейские провели акцию по депортации оставшихся жителей гетто — 6–7 тысяч человек — в Освенцим. Члены “юденрата” были расстреляны на месте. Последние 500 евреев, оставшихся в Заверце на принудительных работах, были отправлены в Освенцим в октябре 1943 года. О судьбе авторов писем, отправленных за пять лет до этого в Эрец- Исраэль, ничего не известно.

Оригинал взят у:

Алексей С. Железнов

Эли Ашкенази, Walla,

--

--

No responses yet