Detaly.co.il: Мифы о гиюре, или Как становились евреями в прошлом
https://mitzvatemet.com — каталог еврейских захоронений и мемориалов Беларусь, Украина и др.
«…И отправились сыны Израиля из Рамсеса в Сукот, около шестиста тысяч пеших мужчин кроме детей. И толпа разноплеменная вышла с ними» (книга Шмот)
Что нам известно о гиюре? Что первой гиерет, первой принявшей иудаизм, была моавитянка Рут, жена еврея. И она после его смерти решила идти со своей свекровью Наоми в Иудею, где стала женой Боаза, и впоследствии — прабабушкой царя Давида. А еще — что евреям не следует поощрять иноверца переходить в иудаизм — напротив, надлежит долго отговаривать его, чтобы убедиться прочности и непоколебимости его добровольного решения…
Но так ли происходило в действительности? История хранит куда менее ожидаемые факты и свидетельства о еврейском прозелитизме.
Миф первый: первой гиерет была моавитянка Рут
В действительности, на стадии формирования еврейского этноса гиюр был явлением распространенным. В Торе написано, что из Египта вышло шестьсот тысяч пеших мужчин, «не считая детей», и с ними «многочисленная разноплеменная толпа». Учитывая то, что в Египет спустился Яаков с двенадцатью сыновьями и дочерью, маловероятно, что за несколько сотен лет их пребывания в Египте у них могло оказаться несколько миллионов потомков (если шестьсот тысяч только мужчин, то, вероятно, женщин и детей было не меньше).
Что за «разноплеменная толпа» вышла из Египта с сынами Израиля, прямыми потомками Яакова? Новообращенные. Я намеренно не употребляю здесь слова «гер», потому что оно имело тогда другое значение и означало не перешедшего в иудаизм иноверца, а просто чужака-нееврея любой веры. Таким образом, именно эти обращенные могли считаться первыми герами в современном понимании, а не Рут.
Что такого необычного в этой ситуации? Ну, допустим, какая-то часть египтян или других народов, живущих в Египте и рядом с ним, посчитала новую религию привлекательной. Феномен состоит в том, что этих людей было не десять, не пятнадцать и не двадцать — учитывая изначальное количество евреев в Египте и обозначение «толпа, множество», они составляли как минимум половину, а то и больше, всех последователей Моше, выведенных им из Египта.
Чтобы такое количество людей вдруг заинтересовалось незнакомой им религией, сейчас или тысячи лет назад, без прозелитизма не обойтись. И это явственно указывает на то, что еще на раннем этапе развития иудаизма и еврейского этноса прозелитизм процветал и был массовым явлением. Вполне вероятно, что Моше и Аарон, как харизматичные лидеры, сумели привлечь значимую часть древнеегипетского населения на свою сторону. Иначе «шестьсот тысяч пеших мужчин» из Египта бы не вышло.
Миф второй: гиюр всегда был исключительно добровольным явлением
И это тоже неверно. Например, в первом веке до нашей эры, когда Иудеей правили Хасмонеи, царь Александр Яннай, завоевав и присоединив все израильские земли, включая Газу, насильно обратил местные идумейские племена в иудаизм. Один из потомков таких обращенных (который, впрочем, исповедовал иудаизм уже вполне искренне) впоследствии стал царем Иудеи и вошел в историю под именем Ирода Великого.
Современные генетические исследования показывают, что часть еврейского генома составил финикийский компонент, гены хананеев и прочих «народов моря», населявших эти земли до Исхода евреев из Египта. Была ли такая ассимиляция добровольной? Вероятно, по крайней мере, не всегда. В законах войны, описанных в Торе, содержится интересное упоминание о «иша яфат тоар», дословно — женщина, красивая видом. Речь в этом законе шла о красивой девушке-нееврейке из «стана врага», взятой в плен еврейским воином. Он мог жениться на ней при условии ее обязательного перехода в иудаизм. Моше уточнял, что брать в жены обращенную в иудаизм женщину из вражеского стана можно только в том случае, если она девственна.
В Талмуде фигурируют два понятия: гер-тошав (гер-житель) и гер-цедек (гер-праведник). По-видимости, в первом случае речь идет о жителях завоеванных хасмонеями земель, принявших иудаизм вынужденно, или об их потомках, а во втором — о принявших иудаизм добровольно, по убеждению.
Миф третий: после окончательного рассеяния евреев и в Средние века прозелитизма у евреев не существовало
Известны совершенно недвусмысленные факты прозелитизма в еврейской среде. Знаменитый сефардский раввин и философ Ранбан так описывает свою дискуссию с христианским богословом:
Я сказал в ответ: “Немало было диспутов между христианскими священниками и иудеями о законах и обычаях, не связанных с основами веры. Я же хочу в этом почтенном собрании говорить лишь об основах, от которых зависит все, а не пустословить о вещах, не имеющих значения”.
О том, что таких диспутов было немало, нам известно и из других источников. Например, по легенде, правитель Хазарии, выбирая между иудаизмом, христианством и исламом, позвал богословов трех религий, и они дискутировали между собой. Иудейский богослов показался правителю Хазарии наиболее убедительным, и вся правящая верхушка Хазарского каганата перешла в иудаизм. После уничтожения каганата выжившие хазары бежали на запад, где влились в центрально-европейские еврейские общины. Даже если допустить, что такой способ выбора иудаизма хазарами — всего лишь легенда, сам факт того, что такая легенда возникла в еврейской среде, допускает прозелитизм в иудаизме.
В шестом веке иудаизм принял Зу Нувас, правитель раннесредневекового царства Химьяр, распологавшегося в районе современных Эфиопии и Йемена. И его подданные также перешли в иудаизм. После еврейских восстаний против христианской Византии значительная часть еврейского населения Иудеи была уничтожена или изгнана, в отместку за это новообращенными были перебиты христиане Химьяра. Византийская империя вела долгие упорные бои против иудейского Химьяритского царства, Зу Навас погиб в бою.
Существуют многочисленные свидетельства о переходе в иудаизм части германских племен, влившихся позже в среду ашкеназского (впоследствии) еврейства. Во всех отдаленных и изолированных регионах, где появлялись евреи, часть местного населения переходила в иудаизм. Учитывая то, что первыми прозелитами обычно становились правители этих территорий (как в случае с хазарами, химьяритами и германцами), понятно, что речь идет о вполне намеренном прозелитизме со стороны евреев.
Позже иудейский прозелитизм, действительно, начал исчезать, а затем и вовсе был запрещен. Но это было связано исключительно с ростом христианского фанатизма и антисемитизма — во многих христианских странах начали под страхом смертной казни запрещать как сам переход из христианства в иудаизм, так и склонение к этому. Опять же, само то, что подобные законы принимались, показывает, что иудейский прозелитизм был распространенным явлением до такой степени, что в какой-то момент стал проблемой для христианских властей.
Во времена мрачного Средневековья по всей Европе пылали костры инквизиции, и любой, усомнившейся в христианских догматах, обрекался на казнь. За выход из христианства карали смертью не только христиан по рождению — насильно обращенные в христианство евреи тоже под страхом казни не могли вернуться в иудаизм. Такая практика существовала не только в далеком прошлом. Уже в восемнадцатом — восемнадцатом! — веке за переход в иудаизм по приказу императрицы был заживо сожжен в Петербурге офицер Александр Возницын. Сожжен вместе со склонившем его к иудаизму Борухом Лейбовым, на Адмиралтейской площади, по которой сегодня гуляют туристы.
История еврейского прозелитизма, очевидно, началась с момента формирования иудаизма и продолжалась практически до наших дней. Это сложная и запутанная история, о которой многое еще только предстоит узнать, и следы еврейской традиции иногда обнаруживаются в самых неожиданных местах.
Оригинал взят у: