https://mitzvatemet.com — каталог еврейских захоронений и мемориалов Беларусь, Украина и др.

«Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу в полшекеля весом, и два браслета на руки ей весом в десять шекелей золота…» (Бытие, 24:22)

22 февраля 1980 года Государство Израиль впервые начало использовать вместо лиры древнееврейскую валюту — шекель. Его первое упоминание относится к первой книге Ветхого завета, когда шекель использовался не как деньги, а как мера веса.

История шекеля тесно связана не только с еврейским народом, но и со всеми семитскими народами древнего Ближнего Востока: его ранние упоминания встречаются у шумеров, финикийцев, хеттов и народов древнего Ханаана. Поскольку монеты тогда еще не использовались, шекель обозначал лишь меру золота, серебра, зерна или другого материала для обмена; отсюда и этимология слова «шекель» от ивритского глагола «лишколь» — взвешивать.

Понятие «шекель» было тесно связано со словом «кесеф», серебро — объясняется это тем, что на Ближнем Востоке и в северной Африке серебро считалось куда более редким и, следовательно, дорогим металлом, чем золото, а потому было удобно использовать меру серебра, как денежную меру с наибольшим номиналом.

Впервые шекель в качестве монет, а не просто меры веса, появился в 143 году до новой эры. Во время Первой Иудейской войны против римских завоевателей символичным достижением повстанцев, свидетельствующим о независимости Иудеи, было начало чеканки собственной монеты. Это была серебряная монета весом в 14 грамм, и называлась она «шекель». Выпускались также пол-шекеля весом в 7 грамм и даже четверть шекеля. Изображенные на этих монетах эмблемы — еврейская амфора, гранат, лилия — и сегодня можно увидеть на монетах нового израильского шекеля.

Впоследствии, уже в галуте, шекель вновь начал использоваться, как мера веса, причем мера символическая, ритуальная. Половину шекеля было принято давать в виде благотворительности, пожертвования и перед праздником Пурим. 5 шекелей стоил отцу символический выкуп первенца. 48 шекелей, согласно брачному договору, составляло имущество женщины в случае развода, если она вступала в первый брак; 24 шекеля — если была вдовой или разведенной. Разумеется, поскольку евреи жили в странах, где были приняты другие валюты, знатоки Торы устанавливали для своей общины сумму в местных деньгах, которой соответствовало то или иное количество шекелей.

Первые годы после основания Государства Израиль в качестве валюты использовался «палестинский фунт», равный по своему номиналу одному фунту стерлингов; в 1952 году он был заменен на «израильский фунт», он же — израильская лира. Однако в обществе с момента основания государства велись разговоры о том, что и фунт, и лира, являются заимствованными названиями, и еврейское государство должно выбрать для своей валюты название исконно еврейское. Таковое нашлось быстро — шекель — и в 1969 году Кнессет принял закон, согласно которому принималось название «шекель» для израильской валюты.

Однако это был скорее символический, чем практический шаг — министерство финансов имело право перейти на новые деньги не немедленно, а тогда, когда сочтет нужным.

Из-за отмены привязки израильского фунта к фунту стерлингов в 1949 году в стране началась гиперинфляция, достигшая к 1979 году 111 процентов в год. Это привело к тому, что израильтяне, получавшие пенсии от иностранного государства (в частности, Великобритании) в израильской валюте вдруг начали получать в несколько раз меньше денег. Стремительно выросли цены на зарубежные товары — а таких было большинство, поскольку молодое государство еще не могло обеспечить себя всем необходимым. Мелкие монеты («прута») полностью вышли из обращения и были заменены агорами — еще одно взятое из Торы название, дословно означающее «гроши». На иврите это звучало с разницей в одну букву — не грош, а «груш», сохранившийся в лексиконе по сей день.

22 февраля 1980 года, когда гиперинфляция достигла своего пика, Израиль осуществил переход от фунта к шекелю.

Первые попытки стабилизировать экономику оказались безуспешными и имели обратный результат — инфляция достигла катастрофической цифры в 450 процентов в 1984 году и 500 процентов — в первую половину 1985 года. После ротационного прихода к власти правительства Шимона Переса и назначения Ицхака Модаи министром финансов, с помощью жесточайшей экономической «шокотерапии» ситуацию, наконец, удалось стабилизировать, и к концу года уровень инфляции снизился до относительно сносных 20 процентов в год. После этого правительство ввело в стране новую валюту, названную «новый израильский шекель» — ту, которой мы пользуемся и сегодня.

На израильских банкнотах, в отличие от монет, с момента введения шекеля в обращение были портреты людей, сыгравших большую роль в основании и становлении Государства Израиль — Мозеса Монтефиори, Теодора Герцля, Хаима Вейцмана, Зеэва Жаботинского, Голды Меир и других. Иногда это были люди, не имевшие отношения к основанию государства, но важные для истории и культуры еврейского народа — как, например, Рамбам или поэтесса Рахель (банкнота номиналом в двадцать шекелей с ее изображением была выпущена совсем недавно, в 2017 году).

Так была осуществлена преемственность поколений, и более чем две тысячи лет спустя шекель вновь стал валютой Израиля. И, если далеко не все мечты Теодора Герцля о еврейском государстве, описанные в его романе «Альтнойланд», сбылись, одно можно сказать наверняка — его чаяния о собственной еврейской валюте, «шекеле, равном французскому франку», оправдались полностью.

Оригинал взят у:

Алексей С. Железнов

Лея Костинская, «Детали»

--

--