Detaly.co.il: Еврей, который показал, как умирают французы

Benjamin Belenky
5 min readJul 11, 2019

--

https://mitzvatemet.com — каталог еврейских захоронений и мемориалов Беларусь, Украина и др.

7 июля 1944 года в лесу Фонтенбло был убит Жорж Мандель, французский политик и журналист. Его расстреляли коллаборационисты из милиции правительства Виши. «Ситроен», на которой Манделя вывезли в лес, они изрешетили пулями — чтобы, в случае чего, заявить, что их машина попала в засаду бойцов Сопротивления. Коллаборационисты, предчувствуя близкий конец, пытались замести следы.

«Полицейский Клемансо»

Жорж Мандель стал видной фигурой во французской политике с самого начала ХХ века. В 1906 году, став премьер-министром, Жорж Клемансо назначил его начальником своей канцелярии. Они проработали вместе три года, до тех пор, пока Клемансо не был вынужден уйти в отставку. Но, вернувшись в 1917 году в кресло премьер-министра, он вновь доверил пост начальника своей канцелярии преданному, испытанному временем соратнику.

Их знакомство началось в популярной парижской газете «L’Aurore» — той самой, в которой было опубликовано знаменитое обращение Эмиля Золя «Я обвиняю». Клемансо занимал в ней должность главного редактора, Мандель был начинающим журналистом. Его яркий, резкий стиль сразу же оценили и читатели, и коллеги. Очень скоро Мандель стал одним из ведущих публицистов газеты. Клемансо оказал большое влияние на его профессиональное становление и формирование его мировоззрения.

С началом Первой мировой войны Мандель направил всю свою энергию на подъем патриотического духа во Франции. Еврейское происхождение журналиста никак не мешало росту его популярности. Он писал статьи, исполненные верой в победу, призывал судить изменников и пораженцев. Во второй раз возглавив канцелярию премьер-министра, Мандель проявил незаурядные волевые качества и инициативность. Его преданность шефу не знала границ, за что он заслужил прозвище «полицмейстер Клемансо». Неоднократно Мандель брал на себя ответственность за непопулярные шаги премьера, связанные с борьбой с забастовщиками и попытками установить жесткий контроль над прессой. Клемансо по этому поводу как-то пошутил в частной беседе: «Я порчу воздух, а воняет Мандель».

Спасение Ильи Эренбурга

В 1919 году Мандель стал депутатом парламента, в 1934 году занял пост министра почты. Он исповедовал консервативные взгляды в экономике и политике. Мандель был далек от симпатий к коммунистам — Алексей Игнатьев с своей книге «Пятьдесят лет в строю» аттестовал его как человека, «ослепленного ненавистью к нашей социалистической революции». Но в 30-е годы, в отличие от большинства других французских политиков правого толка, Мандель утверждал, что главную угрозу миру представляет не коммунизм, а фашизм. Он решительно поддержал заключение пакта о взаимопомощи, заключенного между Францией и СССР в 1935 году. Когда 28 мая 1940 года в Париже был арестован Илья Эренбург, Мандель, возглавлявший в те дни МВД, лично позвонил следователю префектуры и приказал освободить советского писателя. Возможно, тем самым он спас Эренбургу жизнь — до падения Парижа оставалось две недели.

Заключение советско-французского пакта о взаимопощи Германия использовала как предлог для ремилитаризации Рейнской области, что было категорически запрещено Версальским договором, Мандель как член правительства выступал за то, чтобы дать решительный отпор нацистам, но Франция ограничилась дипломатическим протестом. В 1938 году Мандель призывал премьер-министра Эдуарда Деладье отказаться от подписания Мюнхенского договора. Его голос вновь не был услышан.

«Я не уеду, потому что я еврей»

С началом Второй мировой войны Мандель вновь начал выступать с речами, взывающими к патриотическому духу французской нации. Однако на этот раз далеко не все естественные союзники Манделя — консервативные силы — согласились принять его как своего. Испуганные гражданской войной в Испании и угрозой социалистической революции, многие французские правые считали необходимым скорейшее примирение с Германией. Тут-то Манделю припомнили его происхождение и обвинили в том, что он ставит свои личные, еврейские интересы выше общенациональных, французских.

Тем не менее, 15 мая 1940 года, когда немцы уже вторглись во Францию, премьер-министр Поль Рейно предложил Манделю занять пост министра внутренних дел. Это назначение было воспринято как демонстрация готовности оказать решительное сопротивление нацистам. Однако, как известно, уже месяц спустя немцы были в Париже, а французское правительство бежало в Бордо.

16 июня Поль Рейно подал в отставку, и кабинет министров возглавил маршал Петен. В тот же день Мандель был арестован, но спустя несколько часов освобожден. Коллаборационисты все еще не понимали, что им делать со сторонниками сопротивления. Генерал британской армии Эдвард Спирс, находившийся в Бордо, предложил Манделю покинуть Францию на своем самолете, но тот ответил: «Вы боитесь за меня, потому что я — еврей. Но именно потому, что я еврей, я завтра не уеду: это выглядело бы так, будто я боюсь, будто я бегу».

В течение нескольких дней Мандель пытался убедить других членов кабинета министров и депутатов Национального собрания перебраться в колонии Северной Африке и там возобновить деятельность правительства и парламента. Но это предложение поддержали единицы. 21 июня вместе с Манделем на борт отправлявшегося в Марокко корабля поднялись лишь 25 депутатов нижней палаты парламента и один сенатор.

8 августа Мандель был арестован в Марокко по приказу правительства Виши. Вместе с группой других французских политиков и военных он был доставлен в замок Шазерон в центральной Франции. В феврале 1942 года в городе Риом начался судебный процесс. Вместе с Манделем на скамье подсудимых оказались бывшие премьер-министры Поль Рейно , Эдуард Деладье и Леон Блюм, а также трое высокопоставленных военных. Им были предъявлены обвинения в развязывании войны с Германией и одновременно с этим — в развале французской армии в предвоенные годы. Процесс сразу же пошел не так, как замышляли его организаторы. Деладье и Блюм выступали с пламенными речами, доказывая абсурдность выдвинутых против подсудимых обвинений. Судьи пребывали в замешательстве. Германия негодовала. Спустя два месяца процесс был приостановлен, а спустя еще месяц — окончательно прекращен. В ноябре 1942 года специальным указом Петена все семеро обвиняемых были приговорены к пожизненному заключению. Манделя отправили в концлагерь Ораниенбург, а затем в Бухенвальд.

Казнь в лесу Фонтенбло

6 июня 1944 года силы союзников высадились в Нормандии и начали готовиться к дальнейшему наступлению. Активизировались и бойцы французского Сопротивления. 28 июня они застрелили министра пропаганды Филиппа Энрио. «Французский Геббельс», как называли его противники коллаборационистов, был убит в собственном доме в Париже. 30 июня в Алжире был приговорен к смерти полковник Маньен, командовавший верными Петену частями в Северной Африке.

После похорон Энрио посол Германии Отто Абец предложил передать вишистскому правительству группу политических деятелей довоенной Франции, содержавшихся в немецких концлагерях. Они должны были стать заложниками — угроза немедленной расправы с ними должна была остановить бойцов Сопротивления от продолжения казней коллаборационистов.

4 июля Мандель был доставлен из Бухенвальда в Париж. В течение трех дней его держали в конспиративной квартире немецкой разведки. В 2 часа дня 7 июля его перевезли в тюрьму «Санте». Здесь он провел около трех часов. Затем за ним приехал начальник парижской милиции Макс Книппинг. Он единолично принял решение об убийстве Манделя, не поставив об этом в известность правительство в Виши. Там по-прежнему считали, что политика будут удерживать во Франции в качестве заложника.

Мандель прекрасно понимал, к чему идет дело. «Я не боюсь смерти, — сказал он на прощание начальнику тюрьмы Андре Байе. — Но грустно умирать, не увидев освобождения нашей страны и восстановления республики». Криппинг, тем временем, записал в своем рабочем дневнике: «Мандель Йеравоам, поступил в наше распоряжение 7 июля в 17 часов в Париже. Освобожден 7 июля».

Манделя усадили в милицейский «Ситроен» и повезли в сторону леса Фонтенбло. «Я покажу вам, как умирают французы», — сказал Мандель сопровождавшим его коллаборационистам. Похоже, он действительно не испытывал ни страха, ни отчаяния. В лесу Фонтенбло «Ситроен» остановился. Сидевший за рулем милиционер объявил, что мотор заглох и попросил всех выйти из машины. После чего из автомата выстрелил Манделю в спину. Тот скончался на месте.

На месте гибели Жоржа Манделя установлен обелиск. Его именем названы улицы в нескольких французских городах. Макс Книппинг в 1947 году предстал перед судом во Франции, где ему, среди прочего было предъявлено обвинение в убийстве Манделя. По приговору суда Книппинг был казнен.

Оригинал взят у:

Алексей С. Железнов

Борис Ентин, «Детали»

--

--

No responses yet