Detaly.co.il: Дело Цукурса: почему молчит Израиль?

Benjamin Belenky
6 min readMar 24, 2019

--

https://mitzvatemet.com — каталог еврейских захоронений и мемориалов Беларусь, Украина и др.

Месяц назад Генеральная прокуратура Латвии приняла решение закрыть уголовное дело против Герберта Цукурса, возбужденное в 2006 году. В годы немецкой оккупации Цукурс был членом печально знаменитой зондеркоманды Виктора Арайса, несущей ответственность за убийство десятков тысяч евреев. По разным данным, на совести этого «вспомогательного полицейского подразделения» от 30 до 60 тысяч человеческих жизней.

Расследование против Цукурса было возбуждено по 71-й статье Уголовного кодекса Латвии — «преступления против человечности, военные преступления, геноцид». В результате Генпрокуратура не смогла найти доказательств непосредственного участия Цукурса в геноциде рижских евреев. Прокурор отдела расследований особо важных дел Монвид Зелчс заявил, что «речь не идет о том, можно ли его в чем-то упрекнуть или не упрекнуть, а о том, что можно доказать».

В Израиле это событие обошли вниманием. Более того, как посетовал Монвид Зелчс, еврейское государство не отозвалось на запрос о правовой помощи, направленный латвийской прокуратурой в Иерусалим. На это может быть несколько причин.

Начать с того, что Израиль свел счеты с Цукурсом уже давно. Пособника нацистов, скрывавшегося после войны в Бразилии, в 1965 году уничтожили агенты Моссада. Для того, чтобы свершить правосудие, им пришлось выманить Цукурса в Монтевидео. Тело казненного они упаковали в ящик и туда же вложили записку с перечислением совершенных им преступлений. Таким образом, Израиль самостоятельно поставил точку в этом расследовании более полувека назад.

К тому же, в 1960 году полиция и мемориальный комплекс «Яд ва-Шем», по запросу прокуратуры Западной Германии, предоставили собранные в Израиле свидетельства против Герберта Цукурса. Житель Тель-Авива Элиэзер Керштадт показал, что в конце 1941 года Цукурс собственноручно застрелил женщину и двух ее детей. Соня Бейдер из Ришон ле-Циона заявила, что в ноябре 1941 года в рижском гетто, по приказу Цукурса, были расстреляны 200 женщин.

Тогда же, в 1960 году, расследование против Цукурса начал КГБ Латвийской ССР. Советские чекисты также собрали свидетельства чудом выживших в рижском гетто евреев. Мендель Вульфович заявил, что Цукурс вырывал из рук матерей грудных детей, бросал вверх и убивал на глазах матерей. Александр Итров показал следующее: «Мне рассказывали другие евреи, кто — теперь не помню, что Цукурс якобы иногда на лошади верхом заезжал в рижское гетто и там, не сходя с лошади, стрелял в людей в порядке развлечения». Бер Славин показал, что Цукурс руководил массовыми расстрелами евреев 30 ноября и 8 декабря 1941 года. За два дня эсэсовские палачи и их пособники из «команды Арайса» убили 28 000 рижских евреев и тысячу евреев, депортированных в Латвию из Германии.

Прокуратура ФРГ завершила расследование по делу Цукурса, не потребовав его выдачи у Бразилии. В СССР, по всей видимости, утратили интерес к этому делу после операции Моссада в Монтевидео. Никаких решений по итогам следствия принято не было. Все материалы, собранные рижскими чекистами, в 1982 году были сданы на хранение в Москву, в архив 10-го управления КГБ.

Еще до этого, в начале 50-х годов, собственное расследование этого дела провела Федерация еврейских общин Рио-де-Жанейро, которая призвала бразильские власти отдать Цукурса под суд. Это обращение осталось без ответа. Завершившееся месяц назад расследование латвийской Генпрокуратуры продолжалось 13 лет. И тоже завершилось фактически ничем.

О Цукурсе написано множество газетных и журнальных статей, его имя упоминается во многих исторических трудах. Ему даже был посвящен вызвавший международный скандал мюзикл. История Цукурса неслучайно привлекает к себе повышенный интерес, вызывает особую боль. Его биография действительно незаурядна. Участник войны за независимость Латвии, знаменитый летчик, совершивший в 1933 году перелет на самолете собственной конструкции из Риги в расположенную у экватора Гамбию, автор популярного в свое время романа «Между землей и солнцем», он же — каратель из «команды Арайса». Национальный герой своей страны, ставший ее позором. Человек, никогда не замеченный в антисемитизме, ставший убийцей евреев.

«Был ли он [Цукурс] антисемитом? Вряд ли», — пишет Лев Симкин, профессор права, публицист и автор трех исследований о Холокосте. В 1937 году Цукурс побывал в подмандатной Палестине после чего выступил в рижском еврейском клубе с восторженным рассказом о воплощении сионистской идеи. И, уже будучи членом «зондеркоманды Арайса», в ноябре 1941 года, накануне «большой акции», он вывез из гетто еврейскую девушку Мириам Кайцнер и, тем самым, спас ее жизнь. Это не совсем ясная, полная недомолвок история.

В своей книге «Его повесили на площади» Симкин цитирует показания, данные Мириам в 1950 году Федерации еврейских общин Рио-де-Жанейро. Из них следует, что Цукурс укрыл девушку в своем загородном доме, полученном им в награду от правительства Латвии после перелета в Африку. Там же жила его семья — жена с детьми. В 1944 году Цукурс добыл для Мириам поддельный паспорт. Все вместе они бежали от наступающих советских войск на запад, и спустя два года прибыли в Бразилию. «Возможно, Цукурс, как человек предусмотрительный, увозил «свою еврейку» с тем, чтобы предъявить как своего рода алиби», — пишет Симкин. В Бразилии пути Мириам Кайцнер и семейства Цукурс разошлись — обвинения в военных преступлениях «усложнили их общение».

Симкин отмечает некоторые нестыковки в показаниях, данных против Цукурса. Тенденциозные неточности можно обнаружить и в некоторых сообщениях израильской прессы. Так, газета «Давар» утверждала, что после присоединения Латвии к Советскому Союзу, Цукурс бежал в Германию, завязал связи с нацистской партией и вернулся в Ригу с передовыми частями вермахта. На самом деле он никуда из Латвии не уезжал. Самолет Цукурса был реквизирован советскими властями, но самого пилота репрессии не коснулись. Напротив, новый режим демонстрировал дружелюбное отношение к местной знаменитости. В апреле 1941 года штаб ВВС Прибалтийского особого военного округа командировал Герберта Ивановича Цукурса (так значится в командировочном удостоверении) в Москву, в распоряжение Наркомата авиации. Примерно в это же время Виктор Арайс сдавал экзамен по марксизму-ленинизму в Латвийском государственном университете. Будущий палач рижского гетто успел получить диплом советского юриста.

Но, как бы то ни было, очевидно, что руки Цукурса по локоть в крови, причем не только еврейской. Помимо расправ в рижском гетто, он принимал участие в карательных операциях в Псковской области и расстрелах латышских юношей, уклонявшихся от призыва в Латышский легион СС в 1943 году.

Решение Генеральной прокуратуры Латвии считать недоказанной причастность Цукурса к геноциду отозвалось болью в сердцах многих. Оно было истолковано как оправдание военного преступника. Хотя, по сути дела, таковым не является. И отнюдь не является чем-то беспрецедентным.

Достаточно вспомнить, что в 1993 году Верховный суд Израиля отменил смертный приговор, вынесенный бывшему охраннику нацистских концлагерей Ивану Демьянюку. Суд счел недостаточными представленные прокуратурой доказательства виновности подсудимого в убийстве 29 тысяч человек. И это несмотря на то, что 18 свидетелей опознали в нем того самого «Ивана Грозного» из Треблинки. В отсутствие стопроцентной уверенности израильские судьи отказались признать Демьянюка виновным в геноциде. При этом они отметили, что нет никаких сомнений в том, что подсудимый действительно служил охранником в концлагере.

Салоникский палач, нацистский прокурор Макс Мертен, по окончании войны был арестован американцами в Германии. Именно по его приказу 45 000 евреев были депортированы из Салоник в Освенцим. Несколько месяцев он провел в заключении, ожидая своей выдачи греческим властям. Но военный атташе Греции в Берлине Андреас Ипсилантис рекомендовал союзникам освободить Мертена за его «безупречное поведение и неоценимые услуги, оказанные Греции». Когда же в 1957 году приехавший в Грецию Мертен был арестован местными властями, доказать его вину в суде оказалось не так просто. В результате с него были сняты обвинения в геноциде евреев Салоник и массовом мародерстве. И, хоть Мертена признали виновным в депортации греческих евреев в Польшу и ограблении нескольких магазинов и домов, вскоре после вынесения ему приговора он оказался на свободе — в силу принятого в Греции закона об амнистии для военных преступников.

В случае Цукурса все могло бы сложиться по-другому, предстань от перед судом в Германии. Его начальник Виктор Арайс был арестован в 1975 году в ФРГ, где он на протяжении 30-ти лет скрывался под чужим именем. Арайс был приговорен к пожизненному заключению и умер в 1988 году в тюрьме города Касселя.

Оригинал взят у:

Алексей С. Железнов

Борис Ентин, «Детали»

--

--

No responses yet