https://mitzvatemet.com — каталог еврейских захоронений и мемориалов Беларусь, Украина и др.

Это был (тот самый) Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ?

В ноябре 1990 года в районе Северного Тальпийота, строительные рабочие, прокладывающие дорогу в парке Иерусалима, случайно наткнулись на крипту с четырьмя камерами для захоронения, в которых обнаружили двенадцать оссуариев (хранилищ для костей). Большинство из них находилось в прекрасном состоянии.

Судя по найденным монетам и стилю надписей, костницы были датированы I веком н. э. На самом роскошном оссуарии (74 см — длина, 29 см — ширина и 38 см — высота) присутствуют две очень любопытные надписи. Их расшифровка выглядит следующим образом: יהוסף בר קיפא (Йеhосеф, сын Каиафы).

Фотография автора. Оссуарий Каиафы. Музей Израиля.

Оссуарий содержал скелетированные останки шестидесятилетнего мужчины, двух младенцев, маленького ребенка, юноши и женщины.

Скандально известный «Голый археолог» Симха Якобович утверждает, что в оссуарии Каиафы были найдены два погнутых гвоздя. По гипотезе Якобовича, первосвященник по какой-то причине сохранил гвозди с распятия Христа. Более того, завещал положить их в свою могилу.

Может быть, он сожалел о распятии человека, которого уважал?

Стоп-кадр из YouTube: Профессор Тель-Авивского университета Исраэль Гершкович демонстрирует гвозди.

Помимо гвоздей в оссуарии Каиафы были найдены монеты, благовония и глиняная лампадка.

На удивление, гвозди, извлеченные из захоронения в 1990 году, таинственным образом сразу же исчезли. Они даже не попали в официальный список предметов, найденных в гробнице.

Симха Якобович, проведя журналистское расследование, уверяет, что нашел гвозди из могилы Каиафы и передал их в лабораторию Тель-Авивского университета. Исраель Гершкович, профессор отделения анатомии и антропологии, подтверждает древность этих гвоздей. Однако это не означает, что Якобович предъявил именно те гвозди, которыми пригвоздили Иисуса к кресту.

Большинство ученых, включая ведущих ученых музея Израиля, считают, что найденный оссуарий принадлежал первосвященнику Каиафе, которого Флавий называет Иосифом Каиафой: «Иосиф, который Каиафа» (Древн. ХVIII, II, 2). Евангелия и Деяния (Новый Завет) называют первосвященника «Каиафой», не упоминая имени Иосиф (Мф 26:3, 57, Лк 3:2, Ин 11:49; 18:13, 14, 24, 28, Деян. 4:6). Исследователи, которые считают, что оссуарий принадлежал Каиафе, полагают, что имя на надписи следует читать Кайафа, это еврейский или арамейский эквивалент греческого Каиафа.

Оссуарий с украшениями, как полагают, содержал кости первосвященника Каиафы и нескольких его родственников.

Второй оссуарий в могиле носит имя qf קפ. В третьем оссуарии (содержащем кости женщины) с надписью מרים ברת שמעון (Мириам, дочь Шимона), нашли монету, отчеканенную в период царствования Ирода Агриппы I (42–43 г. н. э.) с надписью basleos [Agrippa] «царь [Агриппа]». Монету вложили в рот умершей. Обычай, довольно странный для иудеев, напоминает греческий — оплату греческому богу Харону за переправу через реку Стикс.

Возможно, на иудейскую аристократию повлияла греческая мифология. О знакомстве иудейских священников с греческой мифологией загробного мира говорит Флавий:

«В противоположность фарисеям, саддукеи составляли аристократическую партию, образовавшуюся преимущественно из священнического сословия и, несомненно, из умеренных эллинистов»(Иуд. Война кн.2:41).

Изображения лодок на иудейских оссуариях или на стенах крипт, возможно, указывают на представление о том, что умершие должны были переправиться на лодках в царство мёртвых.

Несмотря на уверенность большинства учёных, что костница принадлежала знаменитому первосвященнику, есть исследователи, которые оставляют место для скепсиса. Эмиль Пюш и Уильям Хорбэри сомневаются, что был найден оссуарий именно евангельского Каиафы.

Во-первых, усыпальница, в которой был найден ящик для хранения костей, слишком скромна: не этого следовало ожидать, если бы в гробнице лежал прах бывшего первосвященника, который к тому же был зятем Ханана (Анны), самого влиятельного первосвященника I века. Однако израильского археолога Шимона Гибсона этот аргумент не смущает. По основанию гробницы (часто от античных строений остаются только лишь основания) невозможно судить о прежнем виде могилы. Это возражение выглядит достаточно убедительным.

Вторая причина для сомнений касается расшифровки надписи, которая, как считают некоторые, содержит имя Каиафы. Вторая буква в слове קיפא не вполне отчётлива: вероятно, это י йод, но, может быть, и וвав, в таком случае нам следует читать קופ (Коф). Значит, надпись гласит: «Иосиф, сын Кофы» или «Иосиф, сын Куфы». Например, Евсевий (Hist, eccl 4.7.7) упоминает человека, чье имя в греческой транслитерации Barkoph, что соответствует арамейскому בר קוף (сын Кофы). Подобная расстановка гласных была принята в Мишне.

Интересно, что Флавий не называет первосвященника «Иосифом, сыном Каиафы». Евангелия также не упоминают имя Иосиф. Выходит, даже если мы согласимся, что надпись следует читать Иеhoсеф вар Кайафа, это имя все равно не соответствует свидетельству Флавия и Евангелий.

Впрочем, на мой взгляд, может существовать такой вариант — знаменитый оссуарий принадлежал некому Иосефу, который был сыном первосвященника Иосефа Каиафы.

Однако история с нашим героем не закончена. 29 июня 2011 года Министерство древностей Израиля объявило об удивительной находке. Был найден оссуарий с надписью: מרים ברת ישוע בר קיפא כהן ממעזיה מבית אמרי «Мириам, дочь Иешуа, сына Каиафы, священника Маазии из дома Имри».

Оссуарий принадлежал внучке первосвященника, вынесшего приговор Иисусу, так как имя Каиафа само по себе крайне редкое, возможно, это вовсе не имя, а прозвище. И уж точно не было другого первосвященника с таким именем. Кстати, интересное совпадение — одного из сыновей Каиафы, отца Мириам, звали Иешуа (Иисус).

Этот оссуарий был извлечён «черными археологами» из могилы в долине Эла к юго-западу от Иерусалима. Однако сотрудники университета Бар-Илан с помощью мощных микроскопов изучили слои, которые за все эти годы должны были нарасти на стенках гроба и на самой надписи, и пришли к выводу о подлинности находки.

«Маазия» — это священническая каста. «Бет-Имри» — название рода, а может быть селения, из которой происходила семья Каиафы.

Последние исследования окончательно подтвердили историчность евангельского персонажа, того самого Каиафы, «который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ» (Ин. 18:14).

Оригинал взят у:

Алексей С. Железнов

Рам Юдовин

--

--