Йеменские евреи. История
https://mitzvatemet.com — каталог еврейских захоронений и мемориалов Беларусь, Украина и др.
В Танахе, Новом Завете и Коране рассказывается, как царица Саввская пришла в Иерусалим от южного края земли, дабы приобщиться мудрости царя Соломона и стать матерью его ребенка. Коран добавляет, что весть о процветающем южном царстве принес Соломону пронырливый Удод.
И впрямь около трех тысяч лет назад в юго-западной Аравии уже существовало Сабейское (Саввское) государство с центром в Марибе, где позже была построена могучая оросительная плотина, чудо света. Возможно, еврейские торговцы обосновались там в те далекие времена, отправляя на север караваны с грузом золота, драгоценных тканей, ладана и мирры. Хотя о сабейских правительницах современной науке ничего не известно, на происхождение от мудрого Соломона и южной царицы претендуют не только йеменские арабы, но и их восточно-африканские соседи эфиопы.
Йеменские евреи считают, что их предки оказались на юге Аравии, следуя пророчеству Иеремии, предсказавшему гибель Иудейского царства. Итак, гласит предание, за сорок два года до того, как вавилоняне разрушили Первый Храм в 587 году до хр. э. (по еврейской традиции — 423 г.), тысячи семей из Иерусалима добрались до южного края земли.
В Бет Шеарим близ Хайфы найдены саркофаги с останками химйаритских евреев, привезенными из Йемена для захоронения в Земле Обетованной в III веке хр. э.. Это — одно из первых археологических доказательств, что еврейская община в Йемене уже существовала и поддерживала связи с родиной.
Некоторые из царей Химйара со столицей в йеменском городе Дафар исповедовали иудаизм. Наиболее известный из них, Йусуф (Йосеф) Зу Нувас, правил всего семь лет в начале VI века. Арабское предание гласит, что потерпев поражение в ожесточенной борьбе с христианской Эфиопией и не желая сдаваться врагу, Йусуф направил своего коня в море и навсегда исчез в пучине.
С появлением ислама евреи Хиджаза были изгнаны из Медины, из оазисов Хайбар, Фадак и других мест их обитания, а их собственность оказалась в руках ревнителей новой веры. В отличие от севера, на юге Аравии евреев тогда не выселяли и не пытались силой обратить в ислам. Власти ограничивались тем, что взимали с них подушный налог на иноверцев — джизью. В Халифате все местные христиане и евреи получили статус “зимми”: людей Писания, находящихся под покровительством мусульман в обмен на лояльность и ряд ограничений в общественной жизни.
Далее наступает темный период в жизни йеменских евреев. Известно, что ими почитался Саадийа Гаон из Вавилонии (882–942), который снабдил Тору обширным толкованием — тафсиром.
Бесценные свидетельства о положении йеменских евреев XI-XIII веков были случайно обнаружены сто с лишним лет назад при ремонте палестинской синагоги в старом Каире. Синагогальная гениза (погребение ветхих свитков Торы и других рукописей, содержащих имя Б-га) сохранила около четверти миллиона текстов. Из них более семи тысяч так или иначе связаны с торговлей или другими сторонами экономической, духовной и частной жизни евреев на огромном пространстве от Египта до Магриба и Испании на запад, или до Месопотамии, Йемена, Индии, Индонезии на восток. Четыреста текстов непосредственно касаются торговли в бассейне Индийского океана.
Документами каирской генизы гордятся архивы Кембриджа, Оксфорда, Лондона, Петербурга, Будапешта, Нью-Йорка. Наиболее интересны из них частные и деловые письма, юридические, брачные и коммерческие договоры. Язык всех этих документов — арабский, но написаны они еврейскими буквами, как было принято у евреев Йемена еще полвека назад.
В письмах упоминается примерно полторы сотни товаров. Важное место в индийско-средиземноморской торговле XI-XIII веков занимали ткани — полотно, лен, хлопок, шелк. Ценился краситель индиго, южноаравийские благовония и пряности, целебные и ароматические травы. Душистый тимьян, напротив, доставляли в Йемен из Греции.
Корабли везли железо и медь, свинец и жесть, оливковое масло, вино, воск и мед, финики, изюм и другие сушеные фрукты, вино, сахар, мыло, сыр. Десть бумаги высшего качества была лучшим подарком еврейского купца из Адена своему торговому партнеру в Индии. Надеясь на выгодные заказы, еврейские мастера по серебру плыли из Марокко через Баб эль-Мандебский пролив на остров Цейлон. До того как на время осесть в Йемене, еврей из Туниса Авраам бен Перахйа основал на Малабарском берегу в Индии заводик, где с 1132 по 1149 год изготовлялась медная утварь для кухонь, прачечных и бань. Отважных и предприимчивых ждали бури и кораблекрушения, разбойники морские и сухопутные, несчастья и болезни, многолетняя разлука с близкими, тоска по дому.
Вот выдержки из письма, отправленного неизвестным еврейским купцом примерно в 1204 году из Адена своей жене в Каир (оригинал в Еврейской Теологической Семинарии Америки, Нью-Йорк; коллекция Е.Н. Адлера, 2739, л.16):
“Получил твои драгоценные письма. Я прочел и перечел их, и счастлив был узнать, что ты благополучна и в полном здравии…. В письмах своих ты все время то упрекаешь, то обижаешь меня в самых резких выражениях. Ничего подобного я не заслужил. Б-гом клянусь, вряд ли кто другой, разлучившийся с женой, имеет на сердце такую кручину все это время и все эти годы, с самого мига нашего расставания до того часа, когда я пишу это письмо, постоянно думая и тоскуя по тебе…
Ты упрекаешь меня за [благовонную] серую амбру. Дорогая бедняжка! Знала бы ты, сколько невзгод и трат я претерпел, чтобы достать эту амбру для тебя, ты сказала бы, что нет ей равного в целом свете… Когда я лишился всего своего груза, я занял в долг и отправился в страны ал-Мабара [в Индии]… Я подбил итоги и заплатил одному из наших единоверцев, что возвращался из ал-Мабара в Аден, и вот из этих средств он купил ее для тебя…
Так я жил от мига нашей разлуки до приезда в Аден и назад из Индии снова в Аден. Дни и ночи напролет я постоянно пил, и не из прихоти, а от тоски. Но вел себя как подобает, и если кто насмехался надо мной и поносил меня, я приходил в ярость и он замолкал…
…Если ты и впрямь желаешь развода, я не корю тебя, ведь ты ждешь меня так давно… Если хочешь, чтобы мы разошлись, прими свидетельство об отказе от брака и ты свободна… Весь день у меня одиноко на сердце и я стражду от нашей разлуки. Я чувствую эту боль, даже когда пишу эти строки, но выбор за тобой…
Посылаю тебе семь с половиной маннов [=15 фунтов] мускатного ореха, наилучшего из того, что можно сыскать в Кариме…, и две тканых футы для детей…”
Два пояснения. Карим — это область международной торговли к юго-востоку от Каира, главным портом которой с XII века по 1484 год оставался Аден. Занимавшихся этим делом, в основном евреев, так и называли — “купцы Карима”, возможно по имени ежегодного каравана торговых судов, издавна плававшего в южных водах. Фута: сегодня это — мужская йеменская юбка, на манер малайского саронга или шотландского килта, которую в Йемене носили и носят все, не исключая евреев. В прошлом фута могла обозначать и меру ткани.
В середине XII века мусульманские правители Йемена пытались насильственно обратить местных евреев в ислам, в чем получили помощь некоторых из новообращенных, утверждавших, что окончательная победа ислама предсказана в Писании. Многие верили, что пришли последние времена, и на волне этих настроений появился самозваный Мессия. Тогда Маймонид Рамбам направил евреям Йемена послание “Игерет Тайман”, в котором увещевал их, призывая вернуться к вере. Местная еврейская традиция считает, что именно оно сыграло решающую роль в поражении Лжемессии, прекращении гонений и возрождении общины.
Это было не первым и не последним испытанием в трудной истории йеменских евреев. Османское завоевание Йемена в 1547–1630 годах завершилось поражением турок силами местного зайдитского ополчения. Мусульмане шиитского толка — зайдиты верили, что их выборный глава-имам должен с оружием в руках вести их к победе, соединяя в одном лице воина и богослова. В 1679 году зайдитский имам повелел изгнать всех евреев из центральных районов страны в прибрежную красноморскую зону, где свирепствовала влажная жара и малярия. Многие умерли от голода и болезней.
Всего через год их вернули назад, потому что некому было торговать, ковать клинки и лемехи, делать надежные замки, выдувать или отливать серебряные браслеты и серьги, чеканить лучшие ножны для кинжалов и мечей, резать по дереву, выделывать тонкую кожу, вышивать пояса и лепить фигурные сосуды. Но дома евреев были заняты новыми жильцами, а их книги и места молений уничтожены. Великий еврейский поэт Йемена Мори Салим Шабази (Або Шолем) с горьким сарказмом рассказывал об этих испытаниях в своих стихах. Теперь евреям Саны был отведен специальный квартал Каа аль-Йахуд -(Еврейская Долина) за городской стеной.
Политическое разделение зайдитского Севера и суннитского Юга закрепилось в самом начале 1839 года, когда британские войска заняли Аден. До их ухода в конце 1967 года, еврейское население юга пользовалось равноправием с мусульманами и индийцами (до этого тоже сильно ограниченных в правах). На севере оно оставалось в положении “зимми” и зависело от воли имама, его чиновников и племенных вождей.
В XIX веке в Европе и Эрец-Исраэль возродился интерес к Йемену благодаря поискам утраченных десяти колен израилевых. Рассказывали, что шадары, или посланцы из Эрец-Исраэль, встретили в Йемене потомка библейского Дана. На поиски безвестных сородичей отправился в 1831 году Барух Бен Самуил из Пинска, “русский талмудист”, как называет его английский философ сэр Исайя Берлин. Он стал личным врачом имама, но быстро навлек на себя немилость и был казнен.
В 1883–1892 годах четыре экспедиции в Йемен предпринял австрийский арабист Эдуард Глазер. Ему, еврею по происхождению, оказывали действенную помощь местные евреи. С этого времени по существу началось систематическое изучение йеменских древностей и этнографии — усилиями австрийских, британских, французских, русских, немецких, итальянских, голландских и американских ученых, к которым присоединились йеменцы и потомки йеменских евреев, называющих себя йеменитами (на иврит: тайманим).
Евреи Йемена стали уезжать в Эрец-Исраэль с 1882 года, и хотя уже на следующий год последовал официальный запрет на эмиграцию, она продолжалась более полувека. Пики ее пришлись на 1908 и 1911годы; в 1929 году многие выехали, несмотря на отрицательную позицию муфтия Иерусалима. Евреи покидали Йемен в 1943 году, эмигрантов стал еще больше после образования государства Израиль.
Зайдидского имама Йахью (правил в 1904–1948) местные евреи вспоминают как доброжелательного и надежного правителя. Несмотря на его стремление изолировать страну от иноземных влияний, при Йахье началось движение еврейского Просвещения, представители которого (дардаим) боролись в Сане со всякими суевериями. И сегодня многие пожилые йемениты тепло вспоминают, как самодержавный имам каждую пятницу на пути в мечеть посещал Каа аль-Йахуд и собственноручно принимал от евреев жалобы. Новый имам Ахмад отменил запрет на еврейскую эмиграцию, настаивая, чтобы покидающие страну еврейские умельцы сначала передали свое мастерство мусульманским ремесленникам.
В 1949–1950 годах была организована операция по массовому вывозу евреев из северного Йемена, получившая название “На орлиных крыльях”. С Севера уехало примерно пятьдесят тысяч человек. Осталось всего несколько тысяч. Эмиграция с Юга приобрела размах в шестидесятых, когда чувствовалось уже, что на смену британской администрации придут арабские националисты-радикалы.
Сегодня в Израильском Музее Иерусалима посетители видят прекрасную экспозицию, посвященную евреям Йемена. В Израиле есть несколько йеменских синагог, на базарах продаются изделия ювелиров-йеменитов. Кое-где можно встретить пожилых людей, одетых по-йеменски и говорящих на иврите с певучей и гортанной йеменской интонацией.
Существует влиятельное землячество выходцев из Йемена, ведущее большую научную работу, чтобы сохранить в Израиле память о стране царицы Савской. Молодые начали интересоваться родиной своих дедов и поздних отцов: входит в моду йеменская музыка и песни, справляются свадьбы “по-йеменски”. А на рынке в Сане продавец-араб, расхваливая кинжал в серебряных ножнах, браслет или ожерелье, обязательно скажет: “Еврейская работа!”.
Оригинал взят у:
Д-Р ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК МИХАИЛ РОДИОНОВ
Сегодня в Йемене осталось всего несколько сот евреев, которых сейчас пытаются насильно обратить в ислам.