Друзья из гетто нашли друг друга спустя 50 лет благодаря самодельным шахматам

Benjamin Belenky
3 min readDec 24, 2021

--

https://bit.ly/3nnTZfQ — каталог еврейских захоронений и мемориалов.

Подпишитесь на нас в социальных сетях:
Facebook — https://bit.ly/2IMRvIy
Одноклассники — https://bit.ly/2IJnR79

До 11 лет Юлиус Друкман жил в Черновцах, но приход нацистов все изменил. Мальчик вместе с мамой успели уехать из родного города до начала карательных акций. Их отослали туда, где их никто не ждал, но где был шанс выжить — в район Транснистрии. Семья Друкман обосновалась в гетто поселка Ободовка, в котором на тот момент было уже много депортированных евреев. Здесь Юлиас и встретил юного Менахема Шарфа, который стал для него верным другом.

Евреям Ободовки приходилось тяжело трудиться для того, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Работали даже совсем маленькие дети: кто-то вязал, кто-то шил, другие ремонтировал обувь. В таких жестких условиях малыши быстро прощались с детством. Многим ребятам приходилось воровать еду на рынках. Юлиус же изготовлял иголки и спицы для ремесленников. Благодаря своим золотым рукам он был всегда при работе.

Менахем же таланта к ремонтированию не имел, но жадно хотел этому обучиться. Юлиус научил товарища многим вещам, что только больше их сблизило. Мальчики всегда были вместе. Они проживали Катастрофу, веря, что когда-нибудь обязательно наступят светлые дни. Юлиус даже сам смастерил шахматы, чтобы хоть как-то отвлекаться с другом от пугающей жизни в гетто: «Я немного умел играть. Это позволило мне быть самим собой, мечтать о красивых вещах, о чем-то хорошем… Это было на уровне инстинкта самосохранения: надежда на то, что когда-то все будет хорошо…».

Но в один день юных приятелей разлучили. Зимой 1943-го представители Красного Креста забрали из гетто всех детей младше 15 лет с намерением оправить их в места, более подходящие для жизни. Малышам и подросткам пришлось пешком преодолевать путь в 70 километров до города Балта. Многие дети такого испытания не выдержали… Юлиус и Менахем смогли выжить и дойти до города. Следующем пунктом назначения для них должен был быть Бухарест, куда отправлялся поезд из Балты. Но в вагоне мест хватило не всем… В поезд попал лишь Менахем. Юлиус же остался на перроне. Понимая, что они, возможно, больше никогда не увидятся, Друкман подарил другу те самые самодельные шахматы, в которые они играли в перерывах между каторгой.

Менахем уехал в Бухарест, а Юлиусу и другим детям, оставшимся на вокзале, предстояло плыть на лодках по зимней речке в порт Николаева, а оттуда — ехать в Швейцарию. Но Друкман понимал, что не сможет выдержать эту дорогу, и решил вернуться в гетто. В Ободовке мальчик воссоединился с мамой.

Они сумели пережить Катастрофу. После войны мама с сыном вернулись в родные Черновцы, а позже — переехали в Израиль. На родину предков вернулся и Менахем, однако он не знал о том, что друг его детства тоже здесь.

В конце 1990-х Менахем Шарф приехал в «Яд Вашем» и оставил музею те самые шахматы, сделанные и подаренные ему Юлиусом. Вскоре шахматы стали экспонатом для местной выставки. И, как оказалось, это событие стало поистине судьбоносным! Выставку посетила родственница Юлиуса Друкмана и увидела его имя на табличке шахмат. Во второй раз женщина вернулась уже вместе с Юлиусом. Мужчина рассказал свою невероятную историю работникам музея. Встреча друзей, переживших вместе нацистский ад, Друкмана и Шарфа случилась спустя 50 лет со дня их горькой разлуки на вокзале Балты.

Оригинал взят у:

Алексей С. Железнов — https://grimnir74.livejournal.com/14321940.html

#mitzvatemet #JewishGenealogy

--

--